8(3412) 24 30 03

8(951) 210 30 03

Написать письмо

ШТАБТУР Альпинизм Экстремальный туризм. » Отчеты Альпинизм Туризм Спорт » Поход на фэтбайке или фэтбайкинг для чайников «Северобайкальск-Иркутск»

Поход на фэтбайке или фэтбайкинг для чайников «Северобайкальск-Иркутск»

1000 километров, много это или мало? Для автомобиля или для поезда это пустяки, а для пешехода или велотуриста – большое расстояние. Все ведь познается в сравнении.

                                                   
С недавнего времени у меня есть фэтбайк. Это довольно хороший велосипед фирмы Surly модель Moonlander (Луноход) 2016 года. Я заказывал его из Германии и долго ждал, считая дни до получения посылки.

Конечно, это была не самая первая его тысяча. Это не выглядело как «достал из коробки, собрал и поехал». Нет, сперва Луноход был обкатан в более простых походах, но с элементами небольшого экстрима. Нужно было прочувствовать его, понять поведение, слиться с ним в единое целое. Перед этой тысячей я накатал на нем примерно 500 км «из коробки».

Фэтбайки – это велосипеды с большими и толстыми колесами. Сейчас они становятся очень популярны для путешествий и просто покатушек. Очень много информации по фэтбайкам есть в интернете.


Боевое крещение Лунохода произошло на веломаршруте 4-й категории сложности «Северобайкальск-Иркутск». Примерная нить маршрута выглядела так: Северобайкальск - Новый Уоян – Кумора – Зимник «110 км» - Улюнхан – Баргузин – Усть-Баргузин – о.Ольхон – Хужир – Сахюрта – Еланцы – Бугульдейка – Мал.Голоустное – Иркутск». Велосипедная часть маршрута заняла 15 ходовых дней и составила 1018 км. Общий набор высоты получился 8340 метров. Маршрут является классическим летним велотуристическим маршрутом (мы даже встретили ребят из Питера, двигающихся в этом же направлении в это же время). Наша группа состояла из 5 человек, включая одну девушку. Прошли с интересом весь путь немного опередив график.
За подробнейшее описание данного маршрута огромное спасибо Игорю Томасу!

К месту старта мы забрасывались на поезде. Для транспортировки в поезде или автобусе велосипеды нужно упаковывать в специальные чехлы. Фирма ПИК-99 делает отличные чехлы всех размеров на любые типы велосипедов.

                                                    
Для фэтбайков идеально подходит чехол размерности XXXL. Не пришлось даже руль снимать. Сняв переднее колесо, передний багажник и педали – за пару минут сложил все это в чехол.
В плацкартных вагонах старого типа есть отличные третьи полки, на которые можно уместить 3-4 велосипеда поперек.                         

                                                        
Немножко о Луноходе. Это фэтбайк с классической стальной рамой, с ригидной (не амортизационной) вилкой и с колесами диаметром 26 дюймов. А вот ширина покрышек на нем максимальная доступная на сегодняшний день (серийно-доступная) и составляет 4,8 дюйма. Это примерно 12 сантиметров. Для такой резины используются обода шириной 100 мм. В связи с этим колеса имеют специфический внешний вид.

Все остальные компоненты велосипеда, в принципе, стандартные, как и на всех остальных горных велосипедах. У меня фэтбайк в заводской комплектации. Дополнительно были докуплены два багажника (передний и задний), сумочки для мелочей, крылья-щитки от грязи и рога на руль – они нужны для смены положения рук при длительном движении. Также, был установлен GPS-навигатор Garmin eTrex Vista и пара фонарей для освещения. Велосипеды Surly и в частности Moonlander является одним из лучших вариантов для автономного велотуризма еще и потому, что оснащен множеством крепежей для багажников, сумок и держателей. Я использовал два крепежа для флягодержателей на вилке и один на нижней трубе рамы.

В качестве основного багажного отделения был использован велорюкзак-штаны все той же фирмы ПИК-99, подрамная сумка для инструмента, нарамная сумочка для гаджетов и батареек. Передний багажник был «на подхвате» и был оснащен резинками-эспандерами с крючками.                                                                                                                                                    
                                                         
Наш путь был насыщен всеми видами дорожных покрытий. Асфальт, грунтовка, гравийка, каменистые спуски и подъемы, немного песочка, лесные дорожки-тропинки и естественно, водные преграды – броды и лужи. Специфика фэтбайка, точнее, его колес, заключается в том, что для разных дорожных условий можно подобрать такое давление в шинах, при которых ехать становится не только удобно и комфортно, но и вообще возможно :) Благодаря низкому давлению фэтбайки могут проехать там, где другие велосипеды зарываются, пробуксовывают и отказываются ехать. В определенных условиях, конечно, приходится и фэт тащить на себе. Это как в поговорке – «чем круче джип, тем дальше идти за трактором». Так и тут – «фэтбайк это такой велосипед, который начинаешь тащить тогда, когда все остальные веллеры уже давно идут пешком». Гыгыгы.


Вот мой субъективный взгляд на поведение фэта на разных поверхностях планеты.
Асфальт. Да, фэт катит! Вопреки визуальному восприятию окружающих «не тяжело?», фэт идет по асфальту легко. Главное, подкачать чуть сильнее колеса. Шум при движении фэта по асфальту стоит эпичный. Как от автомобиля. Напоминаю, что использую пока стоковые покрышки Surly Bud и Lou. Для асфальта есть более накатистые покрышки, например Surly Big Fat Larry, но я пока их не приобрел :)                                                                                                                                                               
                                                         
Грунт/гравий/щебень. И снова фэт катит! Такие типы дорог, как грунтовки, гравийки и щебеночные дороги приносят много проблем велотуристам. Особенно, затяжные спуски с поворотами или грунтовки с так называемой «стиральной доской».

Часто такие дороги бывают щедро присыпаны песочком или мелкими камешками. Тряска и бесплатный антицеллюлитный массаж вам обеспечены. При длительной тряске разбалтываются все плохо затянутые болты и гайки. На одном из длинных каменистых спусков я потерял болт от флягодержателя.                                                                                                                                                                    

На «трясучках» сильно устают руки. По ощущениям – фэтбайк трясет значительно меньше, чем простой MTB, но найти соотношение «давление/комфорт» мне не удалось. Опасался слишком сильно снизить давление, ведь велосипед был качественно нагружен (особенно заднее колесо), а на больших камнях или корнях при приличной скорости это могло привести к пробою камеры от удара обода. В общем, однозначно, комфорта на пересеченной местности от езды на фэтбайке существенно больше, чем на узкоколеснике. Многие кочки и неровности на скорости даже не чувствуются

Песок. Это родная стихия фэтбайка. По песку на фэте можно ездить вдоль и поперек, держа руль одной рукой, при этом болтая по телефону. Рыхлость, цвет и температура песка не играют никакой роли. По песку можно ездить бесконечно. Чем сильнее нагружен фэт, тем более низкую передачу приходится ставить. При движении по песку главное не «зарыть» переднее колесо, а для этого давление в нем нужно существенно понизить. Песчаные спуски – это просто эйфория. Песчаные подъемы чуть посложнее, но опять-таки – на фэте можно с легкостью ехать и играть на губной гармошке.                                                                                                           

Горы. Конкретно этот наш маршрут был достаточно «перевалистым». Несколько тысячников с очень плохим покрытием и множество разнообразных «тягунов» дали нам суммарные 8300 метров набора высоты. Это почти Эверест. Хотя и за 15 дней.


В горах все просто. Груженный фэт в гору едет тяжело, не груженый – легко. В принципе, эта схема работает на всех велосипедах. Тут большое значение имеет трансмиссия, передаточные числа, соотношения звезд. Признаюсь, иногда мне не хватало передачи 1:1 (у Лунохода это 22:34). Сама трансмиссия на этой модели 20-ти скоростная (2х10). Ну и физическая форма велотуриста тоже играет большую роль :)

Броды. В 90% бродов фэт приходилось переносить на ручках. Там, где можно было проехать или прокатить (уровень воды до каретки и втулок) – ехалось и катилось.

Первые несколько рек мы скидывали велорюкзаки с велосипедов, а уже на второй день стали таскать их через реки не развьючивая :)
В общем, с бродами как и со всеми другими велосипедами – придется потаскаться. Только чуть тяжелее.


В случаях с реками «до колена и выше» фэт просто переносили. Ну как «просто»… Два человека брали его за перья и за руль с двух сторон и аккуратно, чтобы не поскользнуться на круглых речных камнях медленно шли, тихонько матерясь, по ледяной воде, от которой сводило ноги уже через 5 секунд.


Сильное течение горных рек сносит переносчиков фэта меньше, чем других (вес больше – прижимная сила выше! Физика, однако!), Множество каменистых участках преодолевалось только пешком.
Самая сложная часть маршрута - автозимник "110 км", протяженностью около 150 км - самая красивая.За время поездки попадались и грязные глинистые дороги.Глина налипает на покрышки и на какое-то время полностью залепляет протекторы, превращая резину в большие жирные скользкие слики :) Но это временно. Мыть фэтбайк приятнее, чем обычный. Не знаю почему. Просто понравилось больше.
Для того, чтобы попасть на остров Ольхон, мы заблаговременно заказали катер. Порт отправления - Усть-Баргузин.
Катер, хоть и небольшой, но довольно вместительный. Луноход пришлось привязать снаружи.
Ольхон состоит из множества дико рельефных и совершенно фантастических дорог. Этакое искривление привычного велосипедного пространства.
Передний багажник отлично подходит для перевозки 5 литров воды (уверен, что и две пятилитровки по бокам - это не проблема.
На подъезде к Иркутску встретили пару польских велотуристов, идущих навстречу нам (у парня тоже оказался велосипед Surly, правда, не фэт). Для них приключения только начинаются!
Вот такие дороги и просторы Бурятии и Иркутской области мы повидали, оставили на пыльных дорогах свои велоследы :)
По достижению конечно точки путешествия (г. Иркутск) решено было отправить наших железных коней домой через транспортную компанию. Для этого нам понадобились коробки из под новых велосипедов, которые нам любезно и безвозмездно предоставил магазин "Триал-Спорт" в Иркутске. Спасибо Денису! Для запаковки фэта понадобилось две стандартные коробки. Переднее колесо пришлось паковать отдельно. Коробки из под фэтбайка на тот момент в "Триал-Спорте" не нашлось…
Итак, общие впечатления от первой серьезной 1000 километров крайне положительные. Фэтбайк катит по всем видам дорог, нужно только немного поиграть с давлением (кстати, для этого желательно купить качественный мощный насос). Привыкаешь к управлению, разгону, торможению, да и вообще к поведению фэта довольно быстро и через 100 км уже начинаешь получать удовольствие. На всем протяжении маршрута не было не единого прокола. Мне кажется, нужно очень постараться, чтобы пробить покрышку фэтбайка :) Также, никаких поломок серьезных не произошло. То есть, для дальнобойного (и не только) автономного туризма - велосипеды Surly, а именно фэтбайки - подходят идеально!                                                                                                                              

Записей не найдено.

Записей не найдено.