8(3412) 24 30 03

8(951) 210 30 03

Написать письмо

По рекам Кожиму, Лемве и Усе

Цена:

Описание тура:

1. По Северной железной дороге до ст. Рудник-Кожим (от Москвы 1,5 суток).

2. Вверх по реке Кожим на лодке до устья реки Сыв-Ю, 15 км (1 день).

3. Поход по долине Сыв-Ю на хребет Обе-Из, 20 км (1 день).

4. От устья Сыв-Ю вверх по Кожиму на лодке до устья Большой Тавроты, 77 км (6 дней).

5. Поход вверх по долине Кожима и по ручью Тэла-Шор на хребет Малды-Нырд, 36 км (2 дня).

6. Переход через водораздел от устья Большой Тавроты на Лемву, 16 км (3 дня).

7. Вниз по Лемве (166 км) и по Усе (12 км) на лодке до ст. Абезь Северной железной дороги. Всего 178 км (7 дней).

Длина всего водно-пешеходного маршрута 342 км (20 дней).

Маршрут по Кожиму и Лемве проходит по наиболее живописным районам южной части Полярного Урала. Особенно красивы места, где бурный порожистый Кожим прорезает глубокими отвесными ущельями северовосточные отроги хребтов Приполярного Урала — Обе-Иза, Западных Салед и Малды-Нырда. В местах прорыва хребтов Кожим вскрывает полный разрез палеозойских отложений, являющийся классическим на всем Урале.

Осуществить маршрут лучше всего на байдарках или на деревянной лодке, которую можно приобрести (или взять напрокат с проводником) в деревне Кожим-Вом, находящейся у устья Кожима. Однако приобретенную лодку в верховье Кожима придется бросить, так как перетащить ее через водораздел слишком тяжело; в этом случае маршрут по Лемве можно продолжать на небольших плотах (саликах).

В поселке у станции Рудник-Кожим можно приобрести продукты на маршрут и достать машину или подводу для перевозки груза и байдарок от железнодорожной станции к реке (2,5 км).

Кожим — наиболее крупный приток Косыо длиной 200 км; начинается с западного склона Народо-Итьинского кряжа на Приполярном Урале. Очень богат рыбой: особенно много хариуса (выше устья реки Беть-Ю) и кумжи; в низовье водится сиг. Кожим — бурная, порожистая река. Наиболее труднопроходимые пороги находятся в верхнем течении Кожима — между устьями рек Большой Тавроты и Балбан-Ю. Особенно опасные пороги при сплаве вниз находятся в 200 м выше впадения Большой Тавроты и в 1 км ниже устья Балбан-Ю. Русло Кожима на этих порогах сильно сужается, река круто поворачивает под углом 90° вправо, поэтому мощный водный поток с огромной скоростью ударяется в отвесный скалистый берег.

Выше начала движения на протяжении 8 км Кожим — сравнительно спокойная широкая река; берега низкие, пологие, порогов мало, и они легкопроходимы. Далее вверх по берегам появляются скалы, которые то справа, то слева отвесно обрываются к реке. Сверху они поросли густым хвойным лесом; местами сильно выветрившиеся известняковые скалы напоминают крепостные стены, башни, минареты и причудливые фигуры животных.


 
Причудливые известняковые скалы подступают к Кожиму
 
Иногда река течет в живописном Каньоне, но даже в каньонах между отвесной скалой и рекой почти всегда имеется узкое пространство, доступное для прохода туриста с бечевой. На 15-м километре от начала маршрута в Кожим впадает справа река Сыв-Ю, что по-русски означает "теплая река": зимой она местами не замерзает. Сыв-Ю течет в ущелье среди живописных известняковых скал, в которых можно найти большое количество различных окаменелостей силурийского возраста; невдалеке от устья находятся небольшие пещеры.

Выше впадения Сыв-Ю Кожим обнажает еще более древние слои известняков и доломитов, образующих местами красивые причудливой формы скалы. На 8-м километре выше устья Сыв-Ю Кожим делает большую петлю.

У последнего поворота правый берег обрывается 20 метровой известняковой скалой Каюк-Ныр (по-русски — "нос лодки"). Река здесь разливается широким озером, от левого берега дно круто опускается вниз к скале под которой река вымыла глубокую яму, полную хариуса и кумжи.

Расставшись с Каюк-Ныром, вы через 3 км подплываете к устью ручья Пальник-Шор, правее которого на опушке березового леса хорошо устроить лагерь. Местность очень красива: противоположный берег Кожима поднимается отвесно на 100 м над рекой; местами скалы прорезают глубокие, поросшие лесом ущелья; если взобраться по ущельям наверх, откроется замечательный вид на возвышающиеся над тайгой хребты Обе-Из и Западные Саледы, на полноводный Кожим и бесконечные леса. Очень интересно также подняться по долине ручья Пальник-Шор на Обе-Из, с которого открывается еще более величественная панорама хребтов Приполярного Урала и высоких вершин с крутыми склонами и снежниками.

На второй-третий день пути, проплыв 33 км, вы увидите широкую долину реки Дурной — крупного левого притока Кожима, впадающего в него тремя рукавами. С северо-запада долину обрамляет хребет Обе-Из, с юго-востока — Западные Саледы. Пойма Дурной сильно заболочена и заросла высокой травой и густым лиственным лесом, в котором очень много лосей. Выше устья Дурной Кожим течет в широком, часто разветвляющемся на рукава прямом русле. После впадения справа реки Беть-Ю (23 км от устья Дурной) Кожим резко меняет юго-западное направление на северное. Миновав многочисленные лесистые острова, вы поднимаетесь вдоль красивых скалистых берегов; русло местами сужается до 80 м, бурные каменистые пороги следуют один за другим; иногда под скалами невозможно пройти с бечевой, тогда приходится переплывать на лодке на противоположный берег. Близ устья Лнмбеко-Ю находится наиболее трудный порог с разбросанными по руслу крупными валунами, между которыми бешено мчится вода. От устья Беть-Ю до Лимбеко-Ю можно пройти с бечевой за 2 дня (30км).


 
Вид на долину Кожима
 
Миновав широкую, поросшую лиственничным лесом долину Лимбеко-Ю, вы через 5 км подплываете к устью Большой Тавроты — началу волока в Лемву. Здесь, на левом берегу Кожима, следует остановиться на несколько дней. Очень интересной будет экскурсия вверх по Кожиму (8км) и по его левому притоку — ручью Тэла-Шор — с восхождением на хребет Малды-Нырд (10 км), откуда можно полюбоваться высочайшими вершинами Урала — Народной (1895 м) и Манарагой (1820 м). Сходите также по Кожиму далее вверх до устья реки Балбан-Ю (от устья Тэла-Шора 15 км) Этот участок Кожима особенно богат хариусом и необычайно красив: быстрые, стремительные пороги, заросшие тайгой скалистые берега придают реке дикий вид. Рекомендуется также осмотреть 30-метровый каменный столб в 2 км ниже устья Балбан-Ю, напоминающий фигуру старика.

Переход с байдарками от устья Большой Тавроты через водораздел к Лемве не сложен. Весь путь составляет 16 км с перепадом высот между Кожимом и водоразделом на протяжении 9 км около 120 м (см. картосхему на стр. 97). Вначале идти легче по правому берегу Большой Тавроты, поросшему травой и мелким кустарником. Пройдя примерно 2 км, надо перейти вброд мелкую речку и идти на восток (8 км) по всхолмленной лесотундре до безымянного ручья; по долине ручья вы следуете на северо-восток (6 км) до впадения ручья в Лемву. Подъем на водораздел и спуск очень пологие, но идти приходится по глубокому мху и через густые заросли полярной березки, сильно затрудняющие передвижение. По пути встречаются одиноко стоящие деревья и небольшие лиственничные рощи, в которых всегда найдется топливо для костра. В долине ручья растут пышные травы и яркие цветы. Переход через водораздел с грузом и байдарками займет не более 3 дней.

От места впадения ручья в Лемву (конец волока) можно плыть на байдарке; плоты лучше строить в 18 км ниже, близ устья правого притока Парнока-Ю, откуда Лемва становится более глубоководной. Из-за мелководья верховьев реки плоты должны быть небольшие, грузоподъемностью 200—250 кг.


 
Каменный столб с лицом старика близ устья Балбан-Ю
 
После бурного полноводного Кожима Лемва покажется совсем небольшой речкой. От места начала сплава на байдарке она течет в узком порожистом русле среди невысоких пологих берегов, поросших полярной березкой, редкими лиственницами и елью. Вода на порогах бурлит между камней; скорость течения здесь значительная, поэтому приходится часто вылезать из байдарки и проводить ее вдоль берега. К концу первого дня пути местность повышается, склоны подступающих к Лемве холмов покрыты густым хвойным лесом.


 
Картосхема водораздела, между бассейнами рек Кожима и Лемвы
 
Длинных порогов на Лемве нет (протяженность их не более 200 м), тем не менее многие пороги труднопроходимы, так как скорость течения большая, русло забито камнями и местами делает резкие повороты (до 90°). На таких порогах бурный поток бьет в скалы и байдарки надо проводить на веревке вдоль берега. Близ устья правого притока Хаймы опасные пороги кончаются, но быстрые перекаты продолжаются почти до устья Лемвы. От устья Грубе-Ю на протяжении 57 км Лемва не принимает ни одного крупного притока. Падение реки снижается, скорость течения невелика. Все чаще русло разветвляется на рукава, образуя острова, поросшие ивняком и густыми, в рост человека пышными травами. До впадения Грубе-Ю в Лемве много хариуса, так как выше ее устья редко заплывают рыбаки.

От устья Грубе-Ю до устья Харуты 27 км, Лемва очень извилиста, но многоводна. Ниже Харуты водность и ширина реки резко увеличиваются, по берегам появляются стога сена — признак близости человеческого жилья. О дальнейшем пути до станции Абезь см. в маршруте V.

Кроме описанных выше маршрутов, можно наметить и другие, но ограниченный объем книги не позволяет дать их подробно. Из наиболее интересных советуем следующие маршруты — пешеходные и лыжные:

1) ст. Хальмер-Ю Сев. ж. д.—хр. Оче-Нырд—оз. Оче-Ты— г. Лядгей—оз. Тиз-Неза-То—оз. Нярма-То—г. Хуута-Саурей— р. Малая Хуута-Яха—оз. Саурей-То—р. Байдарата-Яха—р. Щучья — р. Няровей-Хадата — р. Большая Хадата — р. Нягар-Неза-Шор—р. Ланготюган—пос. Харбей — разъезд 106-й км Сев. ж. д. Всего 300 км (20 дней);

2) ст. Полярный Урал Сев. ж. д. — истоки р. Елец — пер. Макар-Рузь—р. Хара-Матолоу—р. Тань-Ю—р. Большая Лагорта. По Большой Лагорте и Войкару вниз на плотах до сел. Усть-Войкар Всего 270 км (18 дней);

3) ст. Сивая Маска Сев. ж. д. — р. Юн-Яха — р. Лагорта — пер. через Полярный Урал—р. Труба-Ю—р. Лагорта (восточная)— р. Бур-Хойла и далее вдоль юго-восточного склона Полярного Урала до ст. Подгорная (Харп) Сев. ж. д. Всего 220 км (15 дней).

Предлагаемые выше маршруты по Полярному Уралу в основном сложные (IV и V категорий), поэтому каждый турист, отправляющийся в поход, должен иметь опыт проведения сложных походов, быть физически здоровым, крепким, хорошо подготовленным и знать природные условия района путешествия; водники должны также уметь подниматься против быстрого течения на лодках, строить плот и управлять им. Ниже даются некоторые практические советы для успешного проведения похо

Записей не найдено.

Записей не найдено.