Эта гонка войдет в историю!
В впервые в истории шестеро яхтсменов отправятся в кругосветное плавание на огромных 105-футовых тримаранах Ultim. В одиночку. Без остановки.
На стартовую линию 7 января Arkea Ultim Challenge Brest вышли шесть шкиперов-одиночек и их 105-футовые монстры-тримараны. Все лодки являются отражением эволюции класса, который медленно, но неуклонно развивается уже около десяти лет.
Флот сразу же разделился на две тройки. Многие считают это разделение символичным на лидеров и аутсайдеров. Впереди всех пока SVR Lazartigue с Томом Лапершем - ветер слабый, а этот тримаран самый легкий во флоте. За ним идут бывший победитель Vendée Globe Армель Ле Кле на Banque Populaire XI и двукратный победитель Ocean Race Шарль Кодрелье на Edmond de Rothschild (Gitana).
Собственно, гонка должна была состояться гораздо раньше, но сложный поиск спонсоров, длительные сроки строительства и разработки гоночных судов усложнили задачу молодому классу. На постройку такой яхты уходит чуть больше двух лет, а для того, чтобы в полной мере использовать ее потенциал и искоренить проблемы с прорезыванием зубов , потребуется еще как минимум один год. Для проекта, способного победить, сначала нужно найти спонсора, у которого есть терпение и минимум 30 40 миллионов евро.
А потом была катастрофа 2018 года на Route du Rhum Race: Армель Ле Кле протаранил неизвестный объект во время шторма, балка сломалась, яхта опрокинулась и погибла. Сам яхтсмен был спасен, но после этого класс ждал почти три года, пока Team Banque Populaire, одна из постоянных участников гоночной сцены, завершит новую лодку.
Еще десять лет назад никто не мог предсказать, что такие яхты, которые весят около 15 тонн, будут летать по Мировому океану со скоростью более 40 узлов на высоте двух-трех метров над волнами, но теперь это реальность. Однако, как и в случае с Vendée Globe, скачки от одного поколения тримаранов к другому значительны. И их шкиперы, некоторые из которых являются рок-звездами оффшорной регатной сцены, также могут быть оценены в разной степени. Рассмотрим комбинацию шкипер+лодка и оценим их шансы на победу.
1-я лодка Edmond de Rothschild
Команда Gitana является пионером в разработке тримаранов класса Ultim. Ранее она переоборудовала MOD 70 в крылатую лодку, набралась опыта и в 2017 году разработала тримаран конструкции Гийома Вердье. Сразу после этого было объявлено о строительстве нового монстра. Ни у одной лодки не было больше времени на разработку, как и не было сравнимого бюджета. Прошел год, после чего детские болезни были искоренены, и началась победная серия: победа в Route du Rhum, Transat все, к чему прикасались шкиперы Шарль Кодрелье и Франк Камма, превращалось в золото.
Новый тримаран считается техническим лидером класса. Две попытки борьбы за Трофей Жюля Верна пришлось прервать из-за столкновения с обломками и технических проблем. Кодрелье (49 лет) является двукратным победителем Volvo Ocean Race и считается уравновешенным, амбициозным и самостоятельным яхтсменом. Его, наверное, будет трудно побить. Вероятность его победы рискнем оценить в 90%.
2-я лодка Banque Populaire XI
Переход победителя Vendée Globe 2016/17 года в класс Ultim в 2018 году едва не закончился трагически: на Route du Rhum его новенький тримаран поломался в штормовую погоду после столкновения с чем-то, опрокинулся у Азорских островов и затонул. Капитан чудом спасся.
После этого спонсор профинансировал новую лодку, которая была сильно изменена в свете достижений в области движения на крыльях: крылья в два раза больше, чем у предшественника, конструкция балок заметно усилена. В апреле 2021 года яхта была спущена на воду. После этого ей сразу же не повезло на Route du Rhum 2022, когда сломалось крыло. Только в 2023 году удалось выиграть Transat Jacques Vabre.
Капитан Армель Ле Кле (46 лет) топ-игрок, но пик его формы еще не достигнут, а лодке только предстоит проявить себя. Скажем, 80% вероятности победить.
3-я лодка Sodebo Ultim 3
Ни у кого нет большего опыта, когда дело доходит до безостановочного кругосветного путешествия в одиночку на тримаране класса Ultim, чем у Тома Ковилля (55 лет). Он завершил два одиночных кругосветных плавания на них, одно из которых принесло ему рекорд в 2016 году, прежде чем Франсуа Габар превзошел его.
Ковилль легенда парусного спорта, победитель Volvo Race, обладатель Трофея Жюля Верна, победитель Route du Rhum, участник Vendée он добился практически всего. Он считает нынешнюю гонку самым ярким моментом своей карьеры.
Но Sodebo Ultim (проект VPLP + команда Тома), завершенный в 2019 году, всегда сильно отставал от Gitana и Banque Populaire из-за бюджета. Лодка не была спроектирована как полноценный крылатый тримаран, доработка произошла с опозданием, лишь в 2022 году. Но это может быть неплохо для сюрприза. Семьдесят процентов?
4-я лодка SVR Lazartigue
Изящество на стартовом поле. Лодка, построенная VPLP для Франсуа Габара и усовершенствованная им самим, является, возможно, самым филигранно сделанным гоночным судном и бескомпромиссно спроектирована с точки зрения аэродинамики: вместо классического кокпита здесь есть встроенная заподлицо в палубу рубка с двумя стеклянными куполами, похожими на фонари реактивных истребителей. Это вызвало неприятности: класс Ultim подал в суд против проекта, только в 2022 году соглашение было достигнуто, Габару пришлось переделывать яхту.
Этот тримаран - самая молодая лодка во флоте (август 2021 года), которая вдобавок практически не имела проблем и была очень быстрой со старта, дважды вторая в Transat, то же и в Route du Rhum. Но капитану Тому Лапершу (всего 26 лет) не хватает опыта кругосветных плаваний и одиночной работы на борту.
Незадолго до старта возникли конструктивные проблемы на передней балке. Итак, есть молодой шкипер без опыта кругосветки, но с топовой яхтой. Дадим ему 60%.
5-я лодка Actual Ultim 3
Эта лодка конструкции VPLP 2015 года на деле старый добрый Macif, на котором Франсуа Габар установил мировой рекорд безостановочной кругосветного плавания в 2017 году. На тот момент у него ушло на это чуть более 42 дней.
С тех пор лодка прошла капитальный ремонт и теперь намного быстрее. Теперь у нее есть Т-образное крыло на основном корпусе, более длинные Т-образные крылья на перьях рулей и совершенно новые крылья на поплавках. Тем не менее, яхта на два метра короче других лодок и изначально не проектировалась как крылатое судно. Поэтому во всех предыдущих гонках она явно уступала более молодым судам. Но Actual считается очень надежным.
Еще один знак вопроса это шкипер Энтони Маршан (38 лет), который ни разу не выходил в одиночные гонки. Тем не менее, у него есть опыт участия в регате Volvo Ocean Race. Вероятность победы 25-30%.
6-я лодка Adagio
Эрик Перон (42 года) шкипер офшорного тримарана класса Ocean 50 совершенно неожиданно появился в качестве шестого участника. Он выводит на линию старый Sodebo Ultim Тома Ковилля, который организаторы регаты купили в 2022 году. Теперь он взят яхтсменом в аренду и совсем недавно стартовал в Route du Rhum как Mieux.
Лодка представляет собой 22-летний Geronimo Оливье де Керсосона. Тома Ковилль удлинил корпус, пристроил новые поплавки и сделал тримаран на шесть тонн легче. Таким образом, эта яхта стала одним из первых тримаранов класса Ultim.
Это именно на ней Ковилль совершил кругосветное плавание за 49 дней и выиграл Route du Rhum в 2017 году. Проверенная и надежная лодка, но не крылатая, нет. Перону также не хватало бюджета перед стартом. Его заявленная цель: дойти до финиша! Ну, 5-10%, не более.